ГЛАВНАЯ                                                                                                                                                                                                     

      XX ВЕК                                        XXI ВЕК

 

        Все русские города по внутреннему укладу жизни во многом похожи друг на друга. Но внешне, как и русская природа, они неповторимы. Ярким подтверждением этого служат как Смоленск, так и уездные города Смоленской губернии.

    Во главе города стоял городской голова, руководивший работой городской Думы и управы. Городская управа являлась исполнительным органом власти. По Городовому положению 1870 г. городская Дума избиралась сроком на 4 года. Из своего состава она избирала городского голову и членов управы.

    Смоленск делился на три части. Деление носило не административно-территориальный характер, а по выражению тех лет, проводилось "в полицейском отношении". Каждая часть делилась на участки и околотки во главе с участковым и околоточным надзирателями. Во главе части стоял частный пристав. В функции пристава и надзирателей входили надзор за общим порядком и соблюдением законов на территории части.

    Первая и вторая части города охватывали все городское левобережье. Границей между ними служила Большая Благовещенская улица. К западу от нее находилась первая часть города, к востоку—вторая. Все Заднепровье входило в третью часть. В состав городских частей входили старые городские предместья — слободы. В первой части — это Свирская, Солдатская, Краснинская, во второй — Рачевская и Офицерская. В Заднепровье — Ямская и Петропавловская. Ряд старых городских слобод — Чуриловская, Дворянская, Донщина, Кукуй со временем влились в единую городскую систему и утратили свой обособленный характер.

    Сеть улиц в Смоленске, как и во многих древних городах, была довольно хаотична и приспосабливалась к рельефу местности. Генеральное межевание 1779 г., а затем план 1817 г. изменили древнюю сеть улиц. Их спрямили и упорядочили, но данные работы затронули, в основном, улицы центральные и лежащие на возвышенных и равнинных местах. Улицы, проходящие по оврагам, сохранили свое древнее направление. Все новые улицы прокладывали с учетом линейной перспективы.

    К названию улиц смоляне всегда подходили просто и рационально. Характерные приметы местности, наличие культовых и общественных зданий, занятия обывателей, фамилии людей, первыми заселившими участок, — все это являлось основой названия. Любой горожанин знал, что на Почтамтской улице находится почта, на Кирочной — кирха, на Кадетской был кадетский корпус, на Ковальской жили кузнецы, на Рыбацкой — рыбаки, на Резницкой— резники (мясники), на Благовещенской стоит церковь Благовещения, на Богословской — церковь И. Богослова, Запольная возникла за полем, Озерещенская — у озера, Графский переулок назван в честь графа А. А. Мусина-Пушкина, Краснинская улица имеет направление в сторону г. Красного, а Московская — на Москву. Переименовывались улицы очень редко. И только один раз улице было присвоено имя великого человека, напрямую не связанного с городом. В 1899 г. в честь столетия А. С. Пушкина Кирочную улицу переименовали в Пушкинскую.

    Как всякий уважающий себя город, Смоленск украшался бульварами, набережными, площадями. Бульваров было немного, и почти все они располагались на месте срытых или засыпанных старых городских укреплений. В Заднепровье в 1858 г. на месте срытых предмостных укреплений устроили три бульвара. Один был между Старым и Железным мостами, второй вдоль южной части "толкучего" рынка, третий вдоль южной части базарной площади. Они образовывали одну линию и считались у горожан самыми запущенными и грязными. К востоку от Молоховских ворот, вдоль крепостной стены, располагался Сосновский бульвар Общества попечения о народной трезвости. Название бульвар получил в честь губернатора Василия Осиповича Сосновского. В годовщину 100-летия войны 1812 г. к западу от Молоховских ворот открыли бульвар "Памяти героев 1812 г.". Напротив гимназии, вдоль Королевской улицы, проходил Гимназический бульвар.

     На Рыночной площади (толкучке) торговали съестными продуктами, посудой. В южной части продавали одежду, мебель, хозяйственный инвентарь. Крестьяне, привозившие на рынок сельхозпродукты, не только не должны были платить сбор за торговлю, но и надзиратели обязаны были следить, чтобы с них, по незнанию, денег не брали. Это делалось с целью снижения цен на продукты. Но купцы-оптовики старались скупать у крестьян товары, особенно хлеб, на подъездах к городу, держа, тем самым, цену на него. Мясо разрешалось продавать только клейменное. Поэтому в ярмарочные дни при большом притоке крестьян для бесперебойной торговли санитарные инспекторы проверяли и клеймили мясо прямо на рынке.

    Здесь же, на толкучем рынке, находился обжорный ряд. Торговки, стоящие рядами, крикливо и навязчиво предлагали горячую пищу: требуху, лапшу, пироги и т. п. Все приготавливалось из дешевых продуктов и держалось в больших горшках, закрытых тряпками, чтобы еда не остывала. Зимой торговки даже сидели на них. Конечно, чистота, особенно посуды, была далеко не лучшей. Но городская беднота и приезжие крестьяне охотно покупали у них еду в силу ее дешевизны.

    На Молоховской площади торговали преимущественно лошадьми, рогатым скотом, экипажами. В пределах крепостной стены скромно ютились еще две площади. Театральная, не игравшая никакой общественной роли в силу своего расположения и размеров (тем более, что в 1888 г. театр на площади сгорел). Сенная (Верхний рынок) — торговая площадь в XVII в., затем торговать на ней запретили, и площадь начала застраиваться.

    Торговыми днями на рынках города были среда и суббота. Эти дни установлены Магдебургским правом, дарованным Смоленску королем Сигизмундом III в 1611 г. Но настоящими праздниками торговли, конечно, были ярмарки. Их проводили дважды в год. Традиция двух ярмарок в год также установлена Магдебургским правом. В XVII в. их проводили на праздники Иоанна Крестителя и Св. Апостола Матфея. Продолжались они по четыре недели. Позднее их перенесли на Вознесение и Николу Зимнего. Вознесенская ярмарка начиналась в праздник Вознесения Господня и продолжалась 4 дня. С 80-х годов XIX в. она, в основном, проводилась на Молоховской площади. Никольская ярмарка начиналась с 6 декабря и продолжалась до6 января (до Рождества). Официальная дата установления этой ярмарки — 1835 г.

    Постепенно торговый день с субботы сместился на воскресенье. Стали торговать и в праздничные дни, что у верующих считалось грехом. 1 августа 1881 г. городская Дума приняла постановление о запрете торговли в воскресные дни и в следующие праздники: Новый год, Богоявление, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, первые три дня Светлого Христова Воскресения, Троица и Св. Духа, в день перенесения мощей св. Николая (9 мая), в день явления иконы Божьей матери Смоленской — Одигитрии (28 июля), Преображения Господня, Успения Пресвятой Богородицы, в день св. Николая (6 декабря) и первые два дня Рождества. В эти дни должны были быть закрыты все магазины, лавки, базары. Разрешалось торговать только печеным хлебом, мясом, рыбой, молоком, овощами, т. е. съестными быстропортящимися продуктами. Основной мотивировкой решения Думы была, якобы, забота о нравственности, т. к. народ не ходит в эти дни в церковь. Но основными инициаторами этого решения выступило смоленское купечество и, особенно, их приказчики, получившие возможность отдыхать.

    Постановление городской Думы, особенно перенос торгового дня с воскресенья на субботу, вызвало протест у смоленских чиновников и торговцев — евреев. Чиновники обосновывали свой протест тем, что, работая в субботу, они не имеют возможности сделать запасы продуктов и приобрести необходимые вещи. Торговцы-евреи — тем, что в субботу религия запрещает им работать. От чиновников и еврейского купечества поступила жалоба в Правительствующий Сенат на решение смоленской Думы. В жалобе отмечалось, что, закрывая магазины и лавки в праздники, Дума одновременно разрешила открывать в эти дни кабаки, а это вряд ли способствует росту нравственности смолян. Сенат признал решение смоленской Думы законным. Эта победа смоленского купечества и торговых служащих была для них столь значительна, что в 1906 г. на Базарной площади, у Нижне-Никольской церкви, они возвели изящную часовню в "честь 25-летия прекращения торговли по выходным и праздничным дням".

    Торговля в Смоленске всегда шла бойко. Базары и магазины города в полной мере обеспечивали смолян продуктами. Не редкостью были привозные фрукты и деликатесы. Цены носили сезонный характер. Очереди за продуктами появились только в годы первой мировой войны, когда массы крестьян стали под ружье, и обычный ритм жизни нарушился.

    Смоленск долгое время оставался деревянным городом, хотя по плану 1857 г. были определены кварталы, в которых разрешалось только каменное строительство. С 70-х годов XIX в. начинается бурное промышленное и торговое развитие Смоленска. Растет его население, идет интенсивное каменное строительство. И если в 1857 г. Смоленск насчитывал 13018 человек населения и 2137 домов, то в 1908 г. постоянное население составляло 50816 человек, а количество домов достигло 4246. Город преображался на глазах. Смоленская Дума приступила к упорядочиванию городской жизни. В 1881 г. в Смоленске ввели таблички на дома с названием улицы и номером дома. Хотя еще долго на различной корреспонденции указывался не номер дома, а фамилия его владельца. Это было ближе и понятнее смоленскому обывателю.

    В 1890 г. в 1 и 2-ой частях города, а в 1893 г. — в Заднепровье открыли водопровод. В Заднепровье вода шла самотеком из ключей у Покровской горы. В левобережье ее качали от Днепра в водонапорный бак, установленный в Евстафьевской башне. Оттуда она подавалась в водоразборные будки и в доходные и богатые частные дома. Организация платы за воду остро стояла перед городскими властями. В водоразборных будках обыватели брали ее по специальным маркам. Владельцы домов, имеющих водопровод, платили за нее суммарно. В 1899 г. городская Дума приняла первое решение об установке индивидуальных водомеров у абонентов городского водопровода. Но только в 1909 г. приняли окончательное решение об их установке и начали работы.

Постоянное беспокойство городских властей вызывало санитарное состояние дворов обывателей и, в первую очередь, помойных ям и туалетов. Владельцы домов обязаны были содержать их в чистоте и своевременно очищать. Для очистки обычно нанимали ассенизационный обоз, который занимался этим в ночное время.

Надо отметить, что домовладельцы всех рангов должны были выполнять множество обязанностей перед городом. Каждый домовладелец за свой счет поддерживал в порядке часть улицы перед своим домом, а в случае необходимости ее ремонтировал. Город за свой счет мостил и ремонтировал только те улицы, по которым проходило интенсивное городское движение. Полиция проводила осмотр мостовых и тротуаров и, если считала их состояние неудовлетворительным, то составляла протокол, который направлялся в городскую управу. Управа проводила ремонт неисправного участка улицы за счет домовладельца. Уборка улицы перед своим домом также была прямой обязанностью домовладельцев. Дворники или сами домовладельцы по постановлению городской Думы должны были убирать свой участок улицы до 7 часов утра и обязательно перед праздниками. Зимой в их обязанности входила уборка снега и посыпание песком обледенелых мест. Правда, несмотря на такие меры, нареканий на чистоту улиц было много. Особенно много неприятностей причиняли осенняя и весенняя распутицы, часть улиц, в первую очередь, проходившие в низких местах, становились труднопроходимыми. Смоляне очень часто злословили по этому поводу. Смолянин, писавший в 90-е годы прошлого века под псевдонимом Старый Поэт, так выразил свои чувства:

"Мостовых у нас "с изъяном " Счет трудненько подвести, Нет на улицах смолянам Ни дорожки, ни пути! По "озерам " мы искусно, Яко по суху, плывем И в руках калоши грустно С осторожностью несем! И, порой, когда готова Нас трясина засосать, Мы зовем городового -"Обывателя " спасать!"

    Но по мере строительства замощенных улиц становилось все больше, и город приобретал весьма благоприятный вид.

    Помимо соблюдения чистоты на улицах и во дворах, домовладельцы обязаны были записывать всех проживающих лиц в домовую книгу и предоставлять в полицию их виды на жительство для прописки. Невыполнение этого влекло за собой штраф.

    Одной из основных забот городских властей того времени была борьба с пожарами. В каждой части города существовала пожарная команда. Пожарные команды 1 и 2 частей города располагались при городской Думе. В случае пожара на городских каланчах вывешивали днем черные шары. Количество шаров обозначало, в какой части города пожар. Ночью эту роль выполняли фонари. Одновременно с вывешиванием сигнала в ближайших приходских церквах начинали бить в набат. Большую помощь городским пожарным командам оказывали Добровольные пожарные общества. В 1874 году в Смоленске основано Вольное пожарное общество, в котором состояли многие видные смоляне. В 1903 г. добровольцы Рачевской слободы и деревень Шейновка и Новоселки образовали пожарную дружину. В 1906 г. дружину преобразовали в Пригородное пожарное общество. Добровольные пожарные общества имели свою форму и необходимые средства пожаротушения. Существовали они только на добровольные пожертвования. Своеобразием смоленских пожарных обществ было то, что они содержали духовые оркестры, часто выступавшие на городских праздниках.

Пожары нечасто нарушали спокойный ритм городской жизни. Но спокойный характер смолян не мешал им быть предприимчивым и активным населением. Такое своеобразие смолян отмечал еще историк Н. А. Мурзакевич, писавший в начале XIX века: "Они все почти росту средняго, видом перед Московитянами томнее, в поступках просты, в характере тише, в речах медлительнее, сложением крепки, лет шестидесяти не считаются за стариков. В выговоре их более мягкости Белорусской, нежели твердости Московской. Женщины деятельны, они не ограничивают себя исправлением домашней экономии, но входят во многие мужские дела, производят торги, ездят за товарами в Москву и Белорусь, и оныя распродают в ярмарках по губернии".

ХРАМЫ, КЛАДБИЩА

    Когда-то, подходя в праздничный день к любому русскому городу, путник издалека слышал колокольные перезвоны. Жизнь русского города немыслима без православного храма и музыки колоколов. Колокола — это голос города, где-то мощный, а где-то переливчатый, но всегда радостный или зовущий. Смоленск всегда виднелся издалека. Как только начинали появляться главы его церквей, сразу же доносился звон их колоколов. Музыкальную партию вел праздничный, тысячепудовый колокол Успенского собора, и ему вторил полиелейный ("многомилостивый", повторяющий) весом в 450 пудов и поддерживал будничный, весом всего в 65 пудов. За соборными колоколами вступали монастырские, а затем начинали заливаться трезвоном многочисленные приходские храмы Смоленска, расположенные на возвышенных местах.

    Смоленск — древний православный центр. В начале нашего века в городе насчитывалось 24 храма, 2 собора и 3 монастыря. Все они, кроме одного, были каменными, в основном, построенными взамен деревянных во второй половине XVIII— XIX вв. Первую часть города украшали семь церквей:

    Архангела Михаила (Свирская, 1180—1197 гг.), Иоанна Богослова (60-е г. ХП в.), Казанской Божьей Матери (1767 г.), Пророка Ильи (1787 г.), Воскресения Господня (1765 г.), Всех Святых (1901 г.) и Вознесенский монастырь. Все храмы были приходскими. В 1892 г., после освящения вновь выстроенных казарм Софийского полка на Малой Свирской улице, храм Михаила Архангела перешел в военное ведомство и обращен в полковую церковь.

    Последней построенной в городе церковью была Всесвятская в Солдатской слободе. Ранее на ее месте находилась одноименная церковь, сгоревшая в 1812 г. В 1894 г. жители быстрорастущей Солдатской слободы решили возвести на ее месте часовню в память чудесного спасения наследника Цесаревича Николая в 1891 г. (во время посещения Японии). Но собранная сумма оказалась такой большой, что решено было возобновить храм Всех Святых, который после постройки освятили в мае 1901 г.

    Во второй части города располагалось наибольшее количество храмов. Из них приходскими были: Знаменский (Спас-Нерукотворный, Окопный, 1776 г.), Богородице-Рожденственский (Духовской, 1765 г.), Покровский (1794 г.), Георгиевский (1782 г.), Спасо-Преображенский (1766 г.), Одигитриевский (1764 г.), Верхне-Никольский (1795 г.), Благовещенский (1773 г.). На Соборной горе возвышалось два собора (Успенский и Богоявленский) и церковь Иоанна Предтечи. На границе первой и второй частей города возвышались два бесприходных, но очень чтимых храма — Смоленской Божьей Матери Одигитрии на Днепровских воротах и Благовещения на Мохоловских. В 1856 г. в арке Днепровских ворот на средства купечества и мещан Смоленска установили икону Богоматери в серебряной ризе, с горящими перед ней лампадами. С тех пор все входящие в город через Днепровские ворота крестились и произносили краткую молитву. С этого времени особенно проникновенно стали звучать строки, написанные в 1853 г. Д. П. Ознобишиным и посвященные чудотворной иконе в Богоматерском храме:

 

"Во вратах достойно чтимая Днесь Смоленск Она хранит: И лампада негасимая День и ночь пред ней горит. День и ночь мольба усердная Скорбных к Ней обращена, И отраду Милосердная Щедро всем дает Она ".

     В 1065 г. на восстановленных Молоховских воротах освятили Благовещенский храм. Первоначально жертвователи на храм (смоляне, получившие беспроцентную ссуду на восстановление домов после войны 1812 г., выделяли по 5 руб. с каждых 100 рублей ссуды) хотели освятить его в честь Св. Николая. Но император Николай 1 отказался от этой чести и пожелал освятить храм в честь Благовещения. Благовещенская церковь, как не имеющая своего прихода, перешла в военное ведомство и стала полковой церковью Копорского полка. В военное ведомство перешла и Аннозачатьевская церковь Троицкого монастыря, расположенного на Большой Благовещенской улице. Аннозачатьевская церковь стала полковой Нарвского полка.

    В третьей части города в начале XX в. было всего четыре приходских храма: Петропавловский (XII в.), Нижне-Никольский (1748 г.), Крестовоздвиженский (Г766 г.) и Верхне-Георгиевский (1810 г.). По мере роста третьей части города в разряд приходских перешли две кладбищенские церкви: Тихвинская и Св. Гурия, Самона и Авива. Отличие кладбищенского храма от приходского в том, что в первом старосту назначает городская Дума, а во втором избирает собрание прихожан. Последним каменным храмом, построенным в Заднепровье, была церковь Александра Невского. Храм заложили 17 октября 1890 г. в память чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 г. Сооружали его на добровольные пожертвования. Иконы для иконостаса из мореного дуба, который пожертвовал Ф. П. Синявский, написал академик В. В. Шокирев.

    2 октября 1892 г. храм освятили. Александро-Невский храм предназначался для заключенных губернской тюрьмы, расположенной рядом, и поэтому считался тюремным. Самым дальним храмом в Заднепровье была летняя деревянная церковь на территории военного лагеря за Покровской горой. Она действовала только во время пребывания в лагере войск смоленского военного гарнизона.

     Кроме вышеперечисленных храмов, в городе действовало много домовых церквей. Они обычно открывались при учебных и благотворительных учреждениях. Наиболее крупные домовые церкви были при классической гимназии (в честь св. Ал. Невского), Александровском реальном училище (в честь св. Александра Севастийского), городской женской богадельни Пестрикова и Ланина (св. Тихона Задонского), в новом корпусе семинарии (Иоанна Богослова), при женском епархиальном училище (Введения во храм Пресвятой Богородицы), при земской больнице (1-я Во славу Спасителя, 2-я — Св. вел. Пантелеймона).

    Во время больших православных праздников из многих храмов проводили крестные ходы. Наиболее значимыми и пышными были крестные ходы из Успенского собора на Вознесение и Преображение Господне. Значимость их состояла в том, что во главе процессии несли Смоленскую чудотворную икону Божьей Матери. Крестный ход на Вознесение был наиболее многолюдным и шел от Собора к Вознесенскому Монастырю. На Преображение крестный ход не собирал столь много людей, но выглядел не менее торжественно. Он шел от Собора к Авраамиевскому монастырю, собор которого был освящен в честь Преображения Господня (В Смоленске монастырские соборы были двухэтажные и получали свое название по храму, расположенному на верхнем этаже). Крестный ход шел под звон колоколов, и возглавляло его соборное и городское духовенство. В соборе Авраамиевского монастыря после совершения проскомидии (первой части литургии) настоятель монастыря и братия через царские врата выходили в притвор, где и встречали крестный ход. Второй крестный ход в Авраамиевском монастыре проводился 21 августа в день преподобного Авраамия Смоленского. Официально он был установлен в 1756 г. при архимандрите Варламе, но совершался и ранее. Его путь пролегал из монастыря в село Богородицкое, в монастыре которого в начале XIII в. обитал преподобный Авраамий. Это самый протяженный (до Богородицкого было 6 верст) крестный ход в Смоленске. Заканчивался он молебном у часовни, построенной на месте, где Авраамий, изгнанный из монастыря за свои проповеди, жил затворником.

    Интересной особенностью Смоленска было совершение крестных ходов к святым колодцам, расположенным в городской черте. 24 июля, в праздник св. Бориса и Глеба, после литургии, проводился крестный ход из церкви Михаила Архангела к развалинам Борисоглебовского монастыря. Рядом с ними, на месте убийства князя Глеба, находился святой колодец. У колодца совершался торжественный молебен и водоосвящение.

    В пятницу Светлой седмицы (Пасхальной недели) из Покровской церкви, имевшей придел Живоносного источника, совершался крестный ход с последующим молебном и водоосвящением к святому колодцу, расположенному у Георгиевского ручья.

    В день Преполовения Пятидесятницы (половина между праздниками Пасхи и Сошествия Св. Духа) крестный ход шел из Собора в Заднепровье. Там на Бассейной площади освящалась вода в бассейне и совершался молебен. Особенностью этого крестного хода было участие крестьян из близлежащих деревень. В этом же бассейне освящалась вода после крестного хода, совершаемого из Верхне-Георгиевской церкви в день празднования Св. Георгия Победоносца.

    С давних времен все приходские храмы Смоленска окружали кладбища. К концу XIX в. в связи с ростом города и соблюдением санитарных норм большинство из них закрыли. В первой части города хоронили только на Свирском и Всесвятском кладбищах, во второй — на Окопном и Римско-Католическом у костела. Основными местами захоронения горожан стали Тихвинское и Гурьевское кладбища. Наиболее почетными местами захоронения считали кладбища Авраамиевского, Вознесенского и Троицкого монастырей. Все наиболее видные и известные смоляне похоронены на этих кладбищах.

    Покойника обычно отпевали в его приходском храме или в домовой церкви учреждения, в котором он работал, а затем уже везли на место его последнего упокоения. Все необходимые предметы для похорон (гробы, венки, памятники) приобретали в многочисленных лавках на Троицком шоссе. Гробы предлагались любые: дубовые глазетовые, металлические и простые. Простой гроб стоил 2 р. 50 коп. Троицкое шоссе всегда было людным местом и, видимо, вывески лавок с изображением гробов и выставленные в витринах образцы действовали на смолян отрицательно. В апреле 1899 г. полиция Смоленска обязала владельцев гробовых лавок в суточный срок снять вывески с изображением гробов и надписями "продажа гробов" и заменить их на вывески с надписью "столярное заведение". Витрины с выставленными гробами должны быть завешены каким-нибудь материалом.

    Для организации похорон смоляне могли не только купить все необходимое, но и заказать катафалк. Катафалки были нескольких категорий. Самый дорогой № 1 — белый катафалк, стоил 10 рублей, № 2 — черный, стоил 8 руб. и самый дешевый черный №3—5 рублей. Беднейшие слои смолян обходились простой телегой, а зимой — санями.

    В Смоленске, во время праздников, у входа в храмы просили подаяния нищие. Но это были не профессиональные попрошайки, а действительно нуждающиеся. Часть из них были инвалидами, которые не могли заработать себе на жизнь иным способом, другие — просто очень бедные люди. Среди них выделялись бродячие слепые певцы — лирники, исполнявшие под аккомпанемент лиры религиозные стихи и тексты. Много смолян сострадало этим людям и искренне старалось помочь им. В 1888 г. смоленское Благотворительное общество, основанное в 1872 г., открыло для них Дом Трудолюбия. Основная цель — сокращение нищенства и возможность заработать бедным слоям смоленского общества. В Доме Трудолюбия организовывали работы по чесанию и прядению шерсти, расчесыванию мочалы, вязанию чулков и носков, плетению лаптей, починке мешков. Плата составляла 10 коп. в сутки и работающих кормили горячей пищей и хлебом. Православие всегда было нравственным стержнем смолян.

 

ПУТИ СООБЩЕНИЯ, ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ

    Возникновение многих российских городов связано с каким-либо историческим событием или красивой легендой. Смоленск появился на свет очень прозаично — благодаря дороге. Но не той простой, пыльной, каких во множестве разбросано по России, а благодаря великому пути "из Варяг в Греки". На стыке северной и южной частей пути и родился Смоленск. Поэтому торговые пути играли важную роль в жизни города. Когда через Смоленск шли бойкие торговые дороги, он расширялся, богател, украшался величественными сооружениями. Но уходили дороги в сторону, и Смоленск пустел, беднел, ветшал. Война 1812 г. совсем его подкосила. Но как только в 1856 году закончили Московское и Витебское шоссе (шоссе — дорога с твердым покрытием), соединившие Смоленск с западными губерниями и центром, через него потекли товары. Город воспрянул.

    Строительство через Смоленск Риго-Орловской железной дороги (1868 г.), затем Московско-Брестской (1870 г.) и Данковской (Богоявленско-Смоленской, 1899 г.) значительно преобразовали город. В Смоленске через пути проложили современные мосты и виадуки, выстроили товарные станции и красивые вокзалы. Но самое главное — Смоленск получил надежное сообщение со многими городами.

    Приезжающие в Смоленск могли остановиться в различных гостиницах: "Железная дорога", "Белый сокол", "Лондон", "Гранд-отель", "Европейская", "Германия", "Коммерческая". Можно было остановиться и в меблированных комнатах. Лучшие и дорогие гостиницы находились на Б. Благовещенской и Курочной (Пушкинской). Стоимость номеров колебалась от 50 коп. до 3 рублей. Люди с небольшим доходом останавливались при многочисленных трактирах, которых в начале 90-х годов XIX в. насчитывалось 20.

    Добраться во все концы города можно было на извозчиках, ожидавших желающих на специальных биржах, в том числе и у вокзала. Извозчики делились на две группы: легковые, перевозящие пассажиров, и ломовые (грузовые), доставляющие тяжелые вещи и товары. Извозный промысел строго регламентировался правилами, принятыми городской Думой. Извозчики регистрировались в городской управе и получали ярлыки (номера). Затем они проходили осмотр, проводимый полицией при участии членов городской управы дважды в год. Весной — на право колесной (летней) езды и осенью — на право зимней. После прохождения осмотра на экипажи ставилась специальная пломба, без которой не пускали на биржу. Легковых извозчиков, отличающихся безукоризненным поведением, содержанием экипажей, лошадей, сбруи, относили в особый разряд. По этому разряду они имели право увеличивать таксу в летнее время на 5 коп. от переезда и на 10 коп. от езды в час. Они отличались от других ярлыком иной формы и цвета. Извозчики полностью обслуживали город и приезжающих. Правда, в распутицу сложно было нанять извозчика в отдаленные пригороды, т. к. они не хотели портить на размытых улицах свои экипажи.

    Надежное транспортное сообщение через Днепр обеспечивали два моста. В Смоленске долгое время был только один мост, напротив Днепровских ворот. На этом месте мост впервые построили еще в XII в., а, может, даже и в XI в. Построенный после войны 1812 г. мост несколько раз перестраивали, в 1816 г. он обрушился, в 1874 г. сгорел. Возникла необходимость построить новый, более современный и прочный. Городская Дума долго вела споры вокруг строительства нового моста. Одни члены Думы предлагали построить его на месте старого, другие — на новом месте. Причиной споров была необходимость сноса ряда построек и отчуждения земель при строительстве нового моста, что вызывало дополнительные расходы. 28 февраля 1894 г. Дума закрытой баллотировкой на шарах проголосовала за новое место для моста — с Троицкого шоссе на Никольскую улицу. В 1897 году мост был открыт. Материал, из которого он был построен, лег в основу его названия. Смоляне называли мост Железным. За старым мостом сохранилось название Деревянный или Старый.

    В октябре 1901 г. началась новая страница городской жизни: в Смоленске открылось движение трамвая. Нельзя сказать, что трамвай решил все транспортные проблемы. Конечно, нет. Но он был не только современным видом транспорта, вместе с ним в Смоленск пришло электричество. Постепенно в домах и на улицах начали загораться электрические лампы. Стоимость проезда в трамвае была относительно доступна: 5 копеек за один перегон, ученики в форме платили 3 коп., дети до пяти лет ездили бесплатно. Бедный люд, приезжие крестьяне, конечно, им не пользовались, в нужное место добирались пешком. Но смоляне и приезжие трамвай любили, маршруты были проложены очень удобно.

    А вот пароходы, ходившие по Днепру, не играли большой транспортной роли. Они находились в ведении Судоходного отдела Киевского округа Министерства путей сообщения. Пароход не был удобен для городских и сельских обывателей. Крестьяне предпочитали приезжать в город на телеге или санях. И свой товар на рынок можно привести, и купленный есть куда положить. А горожане любили кататься на пароходе по праздникам.

    В 1890 г. в Смоленске возникло Общество велосипедистов. Этот вид транспорта приобретал все больше сторонников, но за рамки вида развлечений так и не вышел. Велосипедисты предпочитали кататься на Блонье и мешали гуляющим. Поэтому езда на велосипедах в Смоленске регламентировалась. В 1909 г. смоленский полицеймейстер издал указ, запрещающий езду на велосипедах, не снабженных ярлыками (номерами), а также езду лицам, не имеющим надлежащего разрешения. Запрещалась езда на велосипедах по тротуарам, дорожкам общественных садов.

    Усилиями городской Думы Смоленск в начале XX в. стал одним из ведущих губернских городов России по развитию городского транспорта.

ПРАЗДНИКИ, ГУЛЯНИЯ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ

     Смоляне всегда любили праздники. Да и кто на Руси не любил праздников, шумных, безудержных гуляний. Отдавались праздникам легко и весело. Никого не надо было тянуть, казалось, ноги сами несли.

    В Смоленске каждый большой православный праздник переходил в народное гуляние. Истовая вера, поклонение святыням и желание развлечься, да и денег заработать настолько переплетались между собою, что все считали это древней традицией.

    Самыми любимыми, размашистыми, многолюдными были в Смоленске весенние праздники. Начинались они с Пасхальной недели, которая заканчивалась "Красной горкой" (Фомине воскресенье, первое после Пасхи). В Смоленске все гуляния на праздниках от Пасхи до Троицы называли "горками". "Красная горка" была кульминацией Пасхальной недели, в течение которой гуляния шли по всему городу. Обычно "Красная горка" проводилась на Молоховской площади, где устанавливались балаганы, карусели, открывали пивные и чайные. Играли скрипачи и гармонисты. Торговцы-разносчики предлагали различные сладости. Помимо горожан, на "горку" приходили из окрестных деревень крестьяне. Каждый гуляющий находил развлечения по вкусу и деньгам. Одни катались на карусели, другие играли в "кегель" (кегли). Многие, особенно молодежь, танцевали под скрипку и гармонь. Любимыми танцами были "Барыня", "Русская", "Комаринский", "Голубица". Каждый танцующий платил музыкантам одну копейку или давал яйцо. Плата в 2 копейки считалась большой. Яйцами обычно расплачивалась крестьянская молодежь.

    Праздничные балаганы все посещали с удовольствием, особенно селяне, не избалованные подобными зрелищами. В них выступали силачи, фокусники, клоуны, показывалась пантомима и много других балаганных "чудес". Плата за вход была вполне доступна. Сидячее место стоило 10 копеек, а просмотр стоя обходился в половину дешевле.

    С конца XIX в. любимым увеселением смолян в Пасхальную неделю стали прогулки на пароходе по Днепру. Прогулочный пароход приходил из Орши. На нем играл оркестр, продавались напитки и закуски. Многие смоляне в течение всей недели катались на нем вниз до р. Ольши, а затем вверх до р. Дрёсны.

    23 апреля смоляне отмечали день Св. Георгия. Праздник считался большим у населения всей Смоленщины из-за его связи с древней скотоводческой магией. В Смоленске "горка" на Св. Георгия устраивалась на Покровской горе у Георгиевской церкви. После крестного хода и литургии начиналось гуляние. Заранее ставились карусели, палатки с товарами, приходили музыканты. Горожане и крестьяне из ближайших деревень гуляли до позднего вечера.

    После "Красной горки" большие народные гуляния затихали, но набирали силу гуляния на Блонье и в Лопатинском саду, по своему характеру сильно отличавшиеся от народных развлечений. Летний сезон в Лопатинском саду начинался с первых чисел мая. Сад обычно сдавался городскими властями в аренду. Арендатор содержал в саду ресторан с буфетом, летний театр, поддерживал в порядке территорию, беседки и, самое главное, устраивал различные праздничные увеселения. В зимний сезон в саду открывали платный каток и устраивали зимние развлечения.

    В будние дни в саду можно было гулять свободно, но в выходные и праздничные дни вход был платным. Плата обычно не превышала 20 копеек. В такие дни в саду играло два оркестра военной музыки: Копорского полка и Вольного пожарного общества. Вечером сад иллюминировался, а по праздникам всегда зажигался фейерверк. Иногда фейерверк устраивали прямо на воде Лопатинского пруда, что, по отзывам современников, было эффектным зрелищем. Часто для развлечения гуляющих запускали воздушные шары. В саду выступали известные приглашенные артисты, как правило, цирковые. Демонстрировались прыжки с парашютом с воздушного шара и многое другое.

    Платные гуляния устраивались и на Блонье. Но они всегда носили благотворительный характер, в пользу какого-нибудь смоленского общества. Характер праздников был близок к гуляниям в Лопатинском саду: военный оркестр, запуск воздушных шаров, фейерверки, различные выступления. А в будние дни смоляне с удовольствием бродили по аллеям Блонье — самого любимого места для прогулок и встреч. Все модные дамские туалеты демонстрировались на Блонье.

    Сохранилось довольно язвительное описание такой демонстрации дамских нарядов, сделанное в начале 90-х годов XIX в. смолянином, писавшим под псевдонимом Гидальго: "Самый жгучий, не только российский, но и общеевропейский вопрос в настоящее время — это, несомненно, дамские шлейфы, наиболее искусная и, вместе с тем, самая вредная часть женского костюма. Против них ополчилась наука, доказывающая весь вред "хвостов" (выражение несколько не научное), подымающих пыль, которую приходится глотать самим же дамам... Наши дамы ни мало этим не смущаются и продолжают с самоотвержением, достойным лучшей участи, волочить за собой несколько лишних аршин платья. Их союзниками являются горничные и дворники: первым не приходится подметать комнат, вторым — тротуаров. Дамский шлейф чище метет половой щетки и уличной метлы. В этом может убедиться всякий, побывав у нас на Блонье. Круговая аллея, по которой движется публика, радует глаз своей чистотой, но в то же время носящиеся в воздухе тучи пыли спирают дыхание".

    Весенние праздники шли в Смоленске своим чередом. И вот наступает Вознесение Господне — самый многолюдный, самый чтимый, не только в городе, но и в уездах праздник. На его празднование в Смоленск стекалась масса крестьян, даже из отдаленных уездов. Они начинали прибывать в город накануне дня "Отдания Пасхи". В день "Отдания" богомольцы уже полностью заполняли улицы от Богоматерской церкви до Вознесенского монастыря. Они посещали храмы до позднего вечера. Крестьянки обязательно приходили к могиле на Вознесенском кладбище с двумя бронзовыми ангелочками на памятнике. В народе они назывались "окаменелыми детками", и женщины-крестьянки стремились их увидеть. Богомольцы ночевали на тротуарах и папертях церквей, поэтому утреннее богослужение в праздник начиналось раньше обычного. В Соборе, Богоматерской церкви и в Вознесенском монастыре молебны шли непрерывной чередой, особенно много о "здравии и спасении". Местные священники часто не справлялись, и им в помощь тогда присылали притч из близлежащих сёл. Крестный ход с чудотворной иконой Одигитрии шел от Собора к Вознесенскому монастырю. Все богомольцы стремились принять в нем участие. У ворот монастыря крестный ход встречал Владыка, постоянно служивший в этот праздник позднюю литургию и начинал в соборе монастыря молебен.

     С завершением крестного хода и молебна праздник переходил в иное русло: начиналась Вознесенская ярмарка. Потоки крестьян перетекали от Вознесенского монастыря на Молоховскую площадь. На Вознесенской ярмарке самым ходовым товаром были лошади, на любой вкус и за любые деньги. Здесь совершали и обмывали сделки, продавали и покупали, танцевали и смотрели балаганных артистов. И так четыре дня торговли и веселья, незабываемых впечатлений.

    Не успевала отшуметь и отторговаться Вознесенская ярмарка, как уже приближалась Св. Троица и Духов день. На эти праздники дома украшались зелеными березовыми ветками, полы устилались аиром. В Смоленске гуляния по случаю праздника Св. Троицы и Духа проводились у церкви Св. Гурия, Самона и Авива. Ставились торговые палатки, звучали скрипки и гармони. Городские обыватели и окрестные селяне делали покупки, танцевали, играли в различные игры. Молодежь водила хороводы, завивала "Троицкие" венки, гадала о своей судьбе. Гуляние, как обычно, продолжалось до позднего вечера.

    За Троицей начиналась "русальная" неделя, во время которой (в четверг) праздновали "семик" (семик — седьмой четверг после Пасхи, в Смоленске его отмечали после Троицы). В Смоленске "семик" проходил весьма широко. Этот праздник был необычен своим сочетанием языческого веселья и обрядов и христианской панихиды. Проводился он всегда на Тихвинском кладбище. Это древнее кладбище по соседству с Лысой горой служило для погребения самоубийц, утопленников, умерших некрещеных детей, т. е. всех тех, кто умер без покаяния и крещения. Правда, после того, как Тихвинский храм в 1909 г. стал приходским, а не кладбищенским, кладбище перешло в разряд общегородских и стало служить для похорон всех прихожан. Но традиция хоронить на нем всех умерших преждевременной смертью осталась. На Тихвинское кладбище в "семик" приходило не только огромное количество горожан, но и много крестьян. Крестьяне приходили пораньше, многие приносили холсты, нитки, яйца и т. п. для продажи горожанам. В Тихвинской церкви они заказывали поминовение усопшим. Горожане, имевшие родственников, похороненных на кладбище, при наличии денег приглашали священника на могилу отслужить панихиду Затем на могиле поминали умерших. Не имевшие денег просто поминали. В это время рядом с кладбищем, в березовой роще, играла музыка, шла торговля, молодежь водила хороводы, гадала, здесь же жарили яичницу, пекли блины, т. е. шло русальное действо. Но празднуя, все ждали вечера. Считалось, что на "русальной" неделе души всех умерших без крещения и покаяния бродят по земле, и только после молитвы в "семик" они уйдут опять под землю. Вечером на Тихвинском кладбище начиналась общая панихида. Все стояли у могил, держа зажженные свечи и молились. Звучал голос священника, мерно и тихо звонили колокола. В полной темноте только свечи освещали кладбище. После панихиды все тихо расходились по домам.

    Затем большие праздники надолго затихают. Ни празднование Одигитрии Смоленской, ни Успение Богородицы уже не собирают такого количества людей. Но с приходом зимы, сразу после Николы Зимнего начиналась Никольская ярмарка. Целый месяц шла большая, хитроватая, но обильная торговля. И все это на фоне безостановочно кружащихся каруселей, балаганных выступлений, музыки, не закрывающихся пивных и трактиров. Не успев закончиться, Никольская ярмарка переходила в Рождество и Святки. Казалось, что весь город — сплошной карнавал. Ряженые, музыка, елки. Многочисленные вечера и балы, частные, общественные, благотворительные. Каждый старался придумать себе костюм для маскарадов, тем более, что лучшие отмечались достаточно дорогими призами. Словом, каждый развлекался, как мог.

    К числу развлечений смолян можно отнести бега на ипподроме, где разыгрывались крупные призы. С конца XIX века постоянно проводились велосипедные гонки. Для желающих развлечений особого рода в Ямской слободе, в районе Ильинского переулка находились дома терпимости с весьма звучными названиями "Чикаго", "Тулон" и т. п.

    Большой колорит в праздничную жизнь Смоленска вносили военные. В городе дислоцировались Нарвский, Копорский, Софийский полки и 3-я резервная артиллерийская бригада. Господа офицеры и их семьи принимали большое участие в "светской" жизни города и, соответственно, в городских развлечениях. А нижние чины были завсегдатаями гуляний и ярмарок, любителями поучаствовать и в кулачных боях. В Смоленске кулачные бои — старая забава. Обычно они проходили на участке между крепостной стеной и оградой Авраамиевского монастыря. Затем под нажимом полиции переместились за крепостную стену, ниже башни Орел. Постоянное участие в них принимали жители Рачевки, Загорной, Вылуповой и Авраамиевской улиц.

    Помимо светских развлечений и кулачных боев, военные радовали смолян своими военными парадами, проводившимися в полковые праздники. Свои парады обязательно с духовыми оркестрами проводили Вольное и Пригородное пожарные общества.

Характер праздников и развлечений смолян, возможно, был и незатейлив, но он создавал тот колорит, который делал Смоленск неповторимым

В смиренных днях дышала святость духа, Свобода самородного ума. И столько песен было чарой слуха, Как будто это пела жизнь сама

                                                                                                                    (К. Бальмонт)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

Используются технологии uCoz